<<< назад
(страница 3) дальше
>>>
Большого развития достигла торговля, благодаря
чему Нежин выдвинулся в число главных торговых центров Левобережья.
Здесь трижды в году проводились богатые ярмарки, на которые
приезжали купцы с Украины, России, из-за границы. Годовой
товарооборот нежинских ярмарок составлял более одного миллиона
рублей.
Значительную роль в торговой жизни Нежина того
периода сыграли греческие купцы, которые в 1675 году основали
здесь свою колонию. С разрешения Богдана Хмельницкого большая
группа богатых греков приехала сюда из Греции, захваченной
тогда Турцией, на постоянное жительство. Украинский гетман
даровал им самоуправление, освободил от налогов и торговых
пошлин. Наиболее интересным торговым “делом” предприимчивых
греков следует считать соление огурцов. По преданиям, передававшимся
из поколения в поколение, греки вырастили на нежинской земле
особый сорт огурцов и разработали способ их консервирования.
Свои соления и маринады они поставляли даже в Петербург, к
императорскому столу.
В конце XVIII века в связи с завоеванием Крыма
и Причерноморья значение Нежина как торгового центра Левобережной
Украины стало падать. Торговые пути переместились на юг.
В 1782 году Нежин утратил не только свое экономическое,
но и административно-военное значение. Он перестает быть полковым
городом. Теперь ему была определена роль уездного центра Черниговского
наместничества. По указанию Екатерины II в числе других украинских
казачьих укреплений в Нежине были уничтожены крепостные стены,
башни и бастионы. Остались только замок, развалины церкви
Богоявления и окружающие ее каменные помещения, где некогда
казаки хранили оружие, боеприпасы, казну и продовольствие.
В 1787 году Екатерина II по пути в Крым остановилась
в Нежине, торжественно встреченная хозяевами города и греками-богачами.
Увидев развалины Нежинской крепости, императрица осталась
довольна: они уже не напоминали ей о вольности казацкой. Довольна
была и казацкая старшина, получившая дворянские звания. Ведь
это ради ее классовых интересов царица указом от 3 мая 1783
года юридически закрепила крепостное право на Левобережной
Украине. Тысячи крестьян были “пожалованы” крупным украинским
магнатам: Румянцеву, Разумовскому, Завадовскому и братьям
Безбородько, которые жестоко эксплуатировали и угнетали крепостных.
Несмотря на тяжелую жизнь в условиях крепостного
права, украинский народ находил в себе силы и возможность
сохранять и развивать свою культуру. В основном она выражалась
в устном народном творчестве: в песнях и думах кобзарей, лирников,
в преданиях, сказках, пословицах, создании архитектурных памятников
и в творчестве отдельных писателей.
Древнейшим из сохранившихся до наших дней сооружений
Нежина является расположенный на городской площади пятиглавый
Николаевский собор. Построен он в 1668 году в стиле украинского
барокко. Время оставило свои следы на стенах собора, однако
он и сейчас воспринимается как памятник казацкой славы Нежина.
Сохранился и второй памятник архитектуры XVII
века. Это усадьба и церковные строения женского Введенского
монастыря. Его отличает типичный для монастырей строгий стиль,
лишенный каких-либо внешних и внутренних украшений. При монастыре
находились гостиница и школа живописи, резьбы по дереву и
художественной вышивки.
В Нежине сохранилось много памятников архитектуры
XVIII века. Среди них - мужской Благовещенский монастырь,
две греческие церкви: архистратига Михаила и Всехсвятская.
Все они находятся на территории, на которой ранее располагалась
колония греков. На улице Н. В. Гоголя и сейчас возвышается
храм Ивана Богослова, а недалеко от бывшего замка - Покровская
церковь.
Определенного развития достигло в XVII - XVIII
вв. просвещение. Первой школой, открытой в Нежине в 1696 году,
была греческая. Она находилась при церкви архистратига Михаила
и называлась школой церкви “греческого братства”. Учились
в ней в основном дети из греческой колонии. Однако иногда
делались и исключения. Так, например, в ней обучался Н. Н.
Бантыш-Каменский - известный украинский и русский историк-археограф.
В 1762 году в Нежине открылся частный пансион,
где обучали детей дворян, священников, военной знати. В 1782
году стало работать двухклассное народное училище. В 1786
году в городе действовало уже 7 церковноприходских школ, а
еще через 3 года начались занятия в уездном и церковном училищах.
Вскоре была открыта и женская гимназия.
В этот период в Нежине жили и работали деятели
украинской и русской культуры: Р. Л. Ракушка-Романовский,
Г. Кописский, Ю. Ф. Лисянский и Н. Н. Бантыш-Каменский. Роман
Анисимович Ракушка-Романовский — одна из наиболее интересных
и колоритных фигур на Украине второй половины XVII века. Он
не был уроженцем Нежина, но более сорока лет прожил в нем,
сначала казаком первой полковой сотни Нежинского полка, а
затем “генеральным подскарбием”. Падение гетмана И. Брюховецкого
и его гибель явились причиной ухода Ракушки с политической
арены и отъезда его из Нежина в Стародуб, где он сменил саблю
на рясу священника.
По мнению большинства украинских историков,
Р. А. Ракушка-Романовский является автором известной “Летописи
Самовидца”. В ней в живых, подчас художественных образах воссоздал
он широкую картину общественно-политической, бытовой и культурной
жизни Левобережной Украины 40-90-х годов XVII века.
Нежин - родина украинского писателя, церковного
и культурного деятеля XVIII века Георгия Конисского. В одном
из своих стихотворений он писал: “Град Нежин - колыбель, а
Киев - мой учитель”. В Нежине он получил начальное и среднее
образование, учился в Киевской духовной академии, в которой
впоследствии стал ректором. Преподавательскую деятельность
он совмещал с литературной работой. В 1746 году Г. Конисский
написал трагикомедию “Воскресение мертвых”. Несмотря на религиозную
оболочку, драма, включавшая 5 бытовых интермедий, вскрывала
социальные противоречия между казацкой верхушкой и рядовыми
казаками. Став архиепископом Белоруссии, Г. Конисский вел
настойчивую борьбу с униатской церковью, которую насильно
навязывала шляхетская Польша белорусскому и украинскому народам.
Особое место в развитии отечественной культуры
и науки занимает уроженец Нежина Юрий Федорович Лисянский.
Он известен как выдающийся мореплаватель, один из руководителей
первого русского кругосветного морского путешествия, осуществленного
им вместе с И. Ф. Крузенштерном в 1803—1806 гг. на кораблях
“Надежда” и “Нева”. Родился Ю. Ф. Лисянский в семье нежинского
священника. Высшее морское образование получил в Петербургском
морском корпусе. Дослужился до чина капитана I ранга. Результаты
путешествия и научных исследований Ю. Ф. Лисянский обобщил
в знаменитом научном труде “Путешествие вокруг света”, который
он издал на личные средства в 1812 году. Своей работой Ю.
Ф. Лисянский положил начало новой отрасли в отечественной
науке - океанологии. Его именем назван один из островов в
Тихом океане. Нежинцы с благодарностью воздвигли своему славному
земляку памятник в центре города, недалеко от домика, где
он родился. На памятнике надпись: “Первопроходцу русского
кругосветного путешествия от земляков”.
Николай Николаевич Бантыш-Каменский — украинский
и русский дворянский историк и археограф. Родился в Нежине
в семье дворянина. Став историком, подготовил ряд сборников
документальных материалов, которые содержат в себе ценные
сведения по истории России и Украины XV—XVIII вв. Бантыш-Каменский
— автор “Истории об Унии”.
<<<
назад (страница 3) дальше
>>>