ИСТОРИЯ НЕЖИНА

История Нежина:

в описании

в цифрах и датах

Музеи Нежина:

краеведческий

почтовый

художественный

университета

редкой книги

в описании событий
(по данным очерка-фотопутеводителя "Нежин", составитель Г.П.Васильковский, изд. "Мистецтво, 1981)
[1] [2] [3] [4] [5]

<<< назад (страница 3) дальше >>>

Большого развития достигла торговля, благодаря чему Нежин выдвинулся в число главных торговых центров Левобережья. Здесь трижды в году проводились богатые ярмарки, на которые приезжали купцы с Украины, России, из-за границы. Годовой товарооборот нежинских ярмарок составлял более одного миллиона рублей.

Значительную роль в торговой жизни Нежина того периода сыграли греческие купцы, которые в 1675 году основали здесь свою колонию. С разрешения Богдана Хмельницкого большая группа богатых греков приехала сюда из Греции, захваченной тогда Турцией, на постоянное жительство. Украинский гетман даровал им самоуправление, освободил от налогов и торговых пошлин. Наиболее интересным торговым “делом” предприимчивых греков следует считать соление огурцов. По преданиям, передававшимся из поколения в поколение, греки вырастили на нежинской земле особый сорт огурцов и разработали способ их консервирования. Свои соления и маринады они поставляли даже в Петербург, к императорскому столу.

В конце XVIII века в связи с завоеванием Крыма и Причерноморья значение Нежина как торгового центра Левобережной Украины стало падать. Торговые пути переместились на юг.

В 1782 году Нежин утратил не только свое экономическое, но и административно-военное значение. Он перестает быть полковым городом. Теперь ему была определена роль уездного центра Черниговского наместничества. По указанию Екатерины II в числе других украинских казачьих укреплений в Нежине были уничтожены крепостные стены, башни и бастионы. Остались только замок, развалины церкви Богоявления и окружающие ее каменные помещения, где некогда казаки хранили оружие, боеприпасы, казну и продовольствие.

В 1787 году Екатерина II по пути в Крым остановилась в Нежине, торжественно встреченная хозяевами города и греками-богачами. Увидев развалины Нежинской крепости, императрица осталась довольна: они уже не напоминали ей о вольности казацкой. Довольна была и казацкая старшина, получившая дворянские звания. Ведь это ради ее классовых интересов царица указом от 3 мая 1783 года юридически закрепила крепостное право на Левобережной Украине. Тысячи крестьян были “пожалованы” крупным украинским магнатам: Румянцеву, Разумовскому, Завадовскому и братьям Безбородько, которые жестоко эксплуатировали и угнетали крепостных.

Несмотря на тяжелую жизнь в условиях крепостного права, украинский народ находил в себе силы и возможность сохранять и развивать свою культуру. В основном она выражалась в устном народном творчестве: в песнях и думах кобзарей, лирников, в преданиях, сказках, пословицах, создании архитектурных памятников и в творчестве отдельных писателей.

Древнейшим из сохранившихся до наших дней сооружений Нежина является расположенный на городской площади пятиглавый Николаевский собор. Построен он в 1668 году в стиле украинского барокко. Время оставило свои следы на стенах собора, однако он и сейчас воспринимается как памятник казацкой славы Нежина.

Сохранился и второй памятник архитектуры XVII века. Это усадьба и церковные строения женского Введенского монастыря. Его отличает типичный для монастырей строгий стиль, лишенный каких-либо внешних и внутренних украшений. При монастыре находились гостиница и школа живописи, резьбы по дереву и художественной вышивки.

В Нежине сохранилось много памятников архитектуры XVIII века. Среди них - мужской Благовещенский монастырь, две греческие церкви: архистратига Михаила и Всехсвятская. Все они находятся на территории, на которой ранее располагалась колония греков. На улице Н. В. Гоголя и сейчас возвышается храм Ивана Богослова, а недалеко от бывшего замка - Покровская церковь.

Определенного развития достигло в XVII - XVIII вв. просвещение. Первой школой, открытой в Нежине в 1696 году, была греческая. Она находилась при церкви архистратига Михаила и называлась школой церкви “греческого братства”. Учились в ней в основном дети из греческой колонии. Однако иногда делались и исключения. Так, например, в ней обучался Н. Н. Бантыш-Каменский - известный украинский и русский историк-археограф.

В 1762 году в Нежине открылся частный пансион, где обучали детей дворян, священников, военной знати. В 1782 году стало работать двухклассное народное училище. В 1786 году в городе действовало уже 7 церковноприходских школ, а еще через 3 года начались занятия в уездном и церковном училищах. Вскоре была открыта и женская гимназия.

В этот период в Нежине жили и работали деятели украинской и русской культуры: Р. Л. Ракушка-Романовский, Г. Кописский, Ю. Ф. Лисянский и Н. Н. Бантыш-Каменский. Роман Анисимович Ракушка-Романовский — одна из наиболее интересных и колоритных фигур на Украине второй половины XVII века. Он не был уроженцем Нежина, но более сорока лет прожил в нем, сначала казаком первой полковой сотни Нежинского полка, а затем “генеральным подскарбием”. Падение гетмана И. Брюховецкого и его гибель явились причиной ухода Ракушки с политической арены и отъезда его из Нежина в Стародуб, где он сменил саблю на рясу священника.

По мнению большинства украинских историков, Р. А. Ракушка-Романовский является автором известной “Летописи Самовидца”. В ней в живых, подчас художественных образах воссоздал он широкую картину общественно-политической, бытовой и культурной жизни Левобережной Украины 40-90-х годов XVII века.

Нежин - родина украинского писателя, церковного и культурного деятеля XVIII века Георгия Конисского. В одном из своих стихотворений он писал: “Град Нежин - колыбель, а Киев - мой учитель”. В Нежине он получил начальное и среднее образование, учился в Киевской духовной академии, в которой впоследствии стал ректором. Преподавательскую деятельность он совмещал с литературной работой. В 1746 году Г. Конисский написал трагикомедию “Воскресение мертвых”. Несмотря на религиозную оболочку, драма, включавшая 5 бытовых интермедий, вскрывала социальные противоречия между казацкой верхушкой и рядовыми казаками. Став архиепископом Белоруссии, Г. Конисский вел настойчивую борьбу с униатской церковью, которую насильно навязывала шляхетская Польша белорусскому и украинскому народам.

Особое место в развитии отечественной культуры и науки занимает уроженец Нежина Юрий Федорович Лисянский. Он известен как выдающийся мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного морского путешествия, осуществленного им вместе с И. Ф. Крузенштерном в 1803—1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”. Родился Ю. Ф. Лисянский в семье нежинского священника. Высшее морское образование получил в Петербургском морском корпусе. Дослужился до чина капитана I ранга. Результаты путешествия и научных исследований Ю. Ф. Лисянский обобщил в знаменитом научном труде “Путешествие вокруг света”, который он издал на личные средства в 1812 году. Своей работой Ю. Ф. Лисянский положил начало новой отрасли в отечественной науке - океанологии. Его именем назван один из островов в Тихом океане. Нежинцы с благодарностью воздвигли своему славному земляку памятник в центре города, недалеко от домика, где он родился. На памятнике надпись: “Первопроходцу русского кругосветного путешествия от земляков”.

Николай Николаевич Бантыш-Каменский — украинский и русский дворянский историк и археограф. Родился в Нежине в семье дворянина. Став историком, подготовил ряд сборников документальных материалов, которые содержат в себе ценные сведения по истории России и Украины XV—XVIII вв. Бантыш-Каменский — автор “Истории об Унии”.

<<< назад (страница 3) дальше >>>

[1] [2] [3] [4] [5]
У Олексы из Нежина

 

Hosted by uCoz